Кто из вас взялся бы спорить, что однажды теннисный турнир превратится в световое шоу? Людям, тесно связывающим теннис с традициями, такое было бы трудно себе представить.

Тем не менее, уже несколько лет кряду теннис даже не пытается сопротивляться чарующему натиску современных технологий. И речь идет не только о системе Hawk-Eye, с непогрешимой точностью определяющей местоположение мяча относительно линии. Начиная с финала Next Gen Finals в 2017 году и заканчивая Nitto ATP Finals, прошедшем в ноябре 2021 года, ATP Tour постепенно увеличивал количество элементов шоу в своих турнирах. А то, что мы увидели на Pala Alpitour в Турине, уже можно назвать полноценным световым шоу, ставшим настоящим украшением спортивного мероприятия.

Дизайнеры по свету Марко Пива и Марко Де Нарди так прокомментировали это событие: «Использование вращающихся голов с целью придания зрелищности матчам, в которых выступают восемь лучших теннисистов мира, было очень смелой задумкой. С одной стороны, идея сделать что-то совершенно новое в области зрелищности, выглядела крайне привлекательной, с другой — было опасение, что что-то пойдет не так или идея просто не понравится самим чемпионам».

К тому же, первоначальные требования были очень жесткими. Освещенность корта размером 23 x 45 метров должна быть не менее 2200 люкс, заливка должна быть равномерной не только по всей площади, но и по высоте, от уровня пола и до высоты 12 метров.

«Я рассмотрел несколько предложений от разных производителей и в итоге остановился на сочетании приборов Claypaky. Всего более 300 штук, включая Arolla Profile HP, B-EYE K20, Midi-B, Mythos 2 и Axcor Profile 600».

Разумеется, основным освещением был белый свет. Тут у нас не было права на ошибку. Неправильное расположенные источников или неэффективное освещение могли стать проблемой для теннисистов.

Выбранные нами вращающиеся головы Claypaky Arolla Profile HP 120 обеспечили равномерную заливку с уровнем 3400 люкс (что намного превысило минимальные требования) и полностью заменили обычные стационарные осветительные приборы.

Точная система кадрирования Arolla позволила выделить линии разметки и создать эффект трехмерности. Мы включали его, когда игроков не было на площадке, перед матчем и во время перерывов в игре. На практике это выглядело так, словно корт парит в воздухе!

Дизайнеры по свету также объяснили, как они применили 132 Claypaky MIDI-B, 46 Claypaky B-EYE K20 и 46 Claypaky Mythos 2: «Когда игроки менялись сторонами, синий цвет менялся на синий электрик, а огни приходили в движение, имитируя что-то похожее на волны света и так подбадривая зрителей. Для этого мы использовали устройства B-EYE и Midi-B в качестве цветовой базы, а также гобо Mythos для создания синхронизированных движений по всему стадиону. Безусловно самыми динамичными сценами игры стали моменты, когда спортсмены выходили на площадку и встречались, как настоящие звезды, и церемония награждения. Наконец, сиденья теннисистов и логотипы на сетках мы выделяли белым светом с помощью Axcor Profile 600».

«Исключительной особенностью этой инсталляции, — продолжили Де Нарди и Пива, — стал тот факт, что мы выполнили все требования к освещению, используя движущиеся головы, разработанные для индустрии развлечений. Мы использовали их и в качестве основного освещения на матче, и для создания светового шоу для зрителей, и для эффектной подсветки самого корта. На всем матче не было ни одного традиционного источника света. Эксперимент удался. Мы получили много благодарностей и хвалебных отзывов. Система отработала очень надежно несмотря на то, что освещение интенсивно использовалось более двадцати часов в день».

Все приборы Claypaky остались висеть на своих местах и в дальнейшем использовались для освещения матчей Кубка Дэвиса в Италии, которые стартовали в Pala Alpitour 25 ноября. Концепция освещения была очень похожа на ту, что использовалась для финала ATP, с одним важным отличием: по просьбе организаторов цвет, в котором купалась публика, был зеленым, а не синим. «Я думаю, мы уже можем говорить о тенденции, — резюмировал Де Нарди. — Взяв на вооружение новые технологии и элементы шоу, организаторы хотят довести зрелищность тенниса до уровня других видов спорта: баскетбола, Формулы-1 и лучших футбольных матчей».

Техническую реализацию проекта освещения Pala Alpitour для финала Nitto ATP Finals и Кубка Дэвиса выполнила прокатная компания Audiolux, базирующаяся в Зело-Буон-Персико недалеко от Лоди.

«Теннис всегда был моей большой страстью, — подытожил Альберико Д’Амато, директор по продажам Claypaky. — И выбор нашей компании в качестве поставщика световых технологий для двух крупнейших мировых теннисных соревнований безусловно стал радостным событием. Так у нас появилась возможность еще более тесно связать спорт и индустрию развлечений».

Связанные продукты:

25.01.2022