В московском театре на Таганке прошли показы мюзикла Стивена Сондхайма (лауреата премий «Оскар», «Грэмми» и «Тони») Суини Тодд. В этой иммерсивной постановке, где между сценой и залом, актерами и зрителями нет четких границ, впервые в России была применена система пространственного звукового дизайна и микширования Meyer Sound Spacemap Go. Режиссером российской постановки, отмеченной сразу тремя премиями Золотая Маска (лучший спектакль, лучшая режиссёрская работа и лучшая мужская роль), стал Алексей Франдетти. Главные роли исполнили народная артистка РФ Лариса Долина и Петр Маркин. Саунд-дизайнером спектакля стал Антон Фешин, звукорежиссером — Варя Курченко.

Можно сказать, что для театра на Таганке поиск новых форм является фирменным стилем. И эта постановка не исключение. Суини Тодд — иммерсивный спектакль, где зрителей и актеров не разделяют какие-либо границы. Для этого спектакля зрительский зал театра полностью трансформируется, благодаря чему актеры получают возможность напрямую взаимодействовать со зрителями, а зрители оказываются в самом центре напряженного и пугающего действа. При этом Суини Тодд — это мюзикл, в котором задействовано большое количество исполнителей и оркестр. Создание новых звуковых форм в таком формате является довольно сложной задачей, как с точки зрения творчества, так и с точки зрения технологий.

«Спектакль изначально задумывался и создавался как иммерсивный, где зрители должны полностью погрузиться в атмосферу сюжета, — рассказывает автор звуковой концепции спектакля Антон Фешин. — Добиться этого можно, только если у вас есть возможность дополнить действие на сцене пространственным звучанием, и тут как нельзя кстати пришлись возможности Spacemap Go, технологии, которая позволяет не только создавать эффекты, но и делать пространственное микширование, то есть, суммировать сигналы не в пульте, а в воздухе».

Пространственное микширование — уникальная технология, благодаря которой каждый музыкальный инструмент может стать полноправным действующим лицом спектакля, заняв свое место не только в аранжировке, но и в воздушном объеме зала. «Суммирование звука в воздухе стало одной из главных «фишек» звукового дизайна этой постановки, — комментирует Варя Курченко, звукорежиссер спектакля. — Разные инструменты, разные группы голосов можно назначить на разные громкоговорители, при этом суммирование в воздухе дает совершенно другую детализацию и динамический диапазон. Огромный хедрум и потрясающая читаемость — даже если звук статичен, картинка получается совершенно другой».

В спектакле поют 9 солистов, в целом более 20 поющих актеров и оркестр в составе 10 человек. «С оркестра на пульт приходят 19 каналов, в спектакле используются более 20 радиомикрофонов, — продолжает Антон Фешин. — Управлять таким количеством каналов, распределяя их по разным громкоговорителям, при этом синхронизируя звук с другими технологическими системами, — это непростая задача, требующая не только «железных» ресурсов, но и грамотно продуманного интерфейса управления. Spacemap Go не просто позволяет решать такие задачи, но и постоянно провоцирует использовать все многочисленные опции сразу. Это соблазн, с которым очень сложно бороться. Тем не менее, мы старались «не продавать» все возможности технологии сразу, а работать на контрасте, где-то мы уходили в стерео-микс, а где-то разворачивали планы, используя практически всю производительность оборудования».

Звуковая система театра на Таганке состоит из громкоговорителей Meyer Sound UPQ, UPM, MM-4XP и низкочастотных элементов 500-HP. Цифровая сетевая платформа Galileo Galaxy 816 выступала одновременно и в качестве системного процессора, и в качестве процессора системы Spacemap Go. Это уникальная особенность процессоров Galaxy (работать сразу в двух качествах) также оказалась очень полезной при работе над постановкой.

«Пространственные эффекты — это здорово, но прежде всего звуковая система должна обеспечивать равномерное озвучивание всего пространства зрительного зала, — поясняет Антон Фешин. — И тут Galileo Galaxy, пожалуй, можно назвать лучшим процессором в своем классе. Помимо штатных функций системного процессора, Galaxy может делать уникальные вещи. Например, функция Delay integration позволяет привести к одному знаменателю ФЧХ громкоговорителей разных поколений, и таким образом, нажатием одной кнопки мы получаем сбалансированный, однородный тембральный баланс всей системы, что крайне важно именно для иммерсивного, пространственного звучания. Говоря о Galaxy, необходимо отметить и возможность «заходить в процессор» через AVB, то есть передавать до 32 входных каналов цифрового звука непосредственно в матрицу процессора. В постановке Суини Тодд было задействовано 24 AVB-входа».

Новые возможности звуковой системы отметила и директор театра на Таганке, заслуженная артистка РФ Ирина Апексимова: «С момента первой постановки звучание Суинни Тодд пережило много метаморфоз. Теперь, благодаря системе Meyer Sound Spaceмap Go, звучание голосов и оркестра стало подвижным, интересным и объемным. Иммерсивный спектакль получил дополнительную поддержку в звуковом пространстве. Инструменты звучат объемнее, речь артистов стала понятнее, каждый зритель, где бы он ни находился в зрительном зале, в полной мере может ощутить себя вовлечённым в действие, что и предполагает эта постановка».

Уникальная особенность системы Meyer Sound Spacemap Go состоит в том, что аппаратной базой для нее может служить любой новый или выпущенный ранее процессор Galileo GALAXY. Одновременно Spacemap Go может использовать до четырех GALAXY, что позволяет получить до 32 входов и 64 выходов в одной системе. Управление реализовано через iPad и бесплатное приложение. В одном управляющем интерфейсе можно объединить до четырёх iPad, что позволяет создавать масштабируемые интерфейсы и обеспечивает возможность управления системой сразу несколькими пользователями.

Повтор спектакля Суини Тодд запланирован на октябрь 2021 года.

 

Автор фото Сергей Сидоров

Связанные продукты:

16.09.2021