28 февраля 2022 года в «Медиацентре» новой сцены Александринского театра Санкт-Петербурга прошла демонстрация звукового и светового оборудования ведущих мировых брендов: Meyer Sound, LAWO, Neumann и Claypaky. Организатором, при поддержке школы «Шоу Консалтинг», выступила компания Шоукрафт, дистрибьютор звуковых и световых технологий. На мероприятии выступили представители брендов: менеджер по маркетингу компании Meyer Sound Александр Хорев и менеджер по развитию бизнеса Neumann Анна Симченко. Представитель компании Шоукрафт Антон Красовский рассказал об истории бренда и актуальном модельном ряде Claypaky. Был на мероприятии и «специальный гость», звукорежиссер и преподаватель Надежда Рахманова, которая рассказала посетителям о своем опыте работы с иммерсивными звуковыми системами и консолями LAWO. А после любезно поделилась своими впечатлениями о мероприятии и представленном на нем оборудовании.

Шоукрафт: Надежда, в основном, в нашей индустрии ты работаешь на спектаклях, ведешь курсы и мастер-классы для звукорежиссеров. А здесь речь идет о демонстрации оборудования. Почему ты решила принять участие?

Надежда Рахманова: Когда я получила предложение принять участие и ознакомилась с планами на это демо, я поняла, что ребята действительно задумывают что-то необычное. У мероприятия было рабочее название «Петербургский тракт», оно не пошло «в эфир», но прекрасно, на мой взгляд, раскрывает его идею.

ШК: Можно об этом подробнее?

НР: Если позволите, я буду говорить исключительно о звуковой части, поскольку не сильно разбираюсь в световых системах (смеется). Петербургский тракт — это демонстрация звукового оборудования по пути следования сигнала от источника, инструмента или микрофона, в этой части в демо были представлены микрофоны Sennhieser и Neumann, через микшерную консоль (LAWO) и далее в систему звукоусиления Meyer Sound, в которой, в том числе, был представлен и инструмент пространственного дизайна и микширования звука Spacemap Go. По факту на демо был собран очень внушительный звуковой инструментарий, если мы говорим о театральном применении. Самое высокое качество. У меня есть опыт работы с этими брендами и мне захотелось поделиться им с коллегами.

ШК: Почему ты делаешь акцент на театральном звуке? Чем театральный звук отличается от, скажем, звука живого концерта?

НР: Театр — это в первую очередь высокий уровень качества источника: акустические инструменты, академический или эстрадный вокал и всегда высокий уровень исполнительского мастерства. У звука в театре всегда большой динамический диапазон. В отличие от концерта, театр живет не только громким, но и очень тихим звуком: часто в театре «играют» шепотом. Усиление такого звука — весьма деликатная задача, и некачественная система может всё испортить. И здесь, безусловно, важен каждый элемент. Мы знаем такое, не лишенное смысла утверждение, что стоимость всего шоу определяется его самым дешевым элементом. Если говорить о звуке, нет никакого смысла в высококлассных микрофонах, обработке и суммировании, если мы будем все это слушать, например, на «блютузной» колонке. А вот по-настоящему качественный тракт помогает таким выступлениям раскрыться и быть услышанными зрителями во всей красе.

ШК: Хорошо. Тогда давай пройдем по звуковому тракту и мы. По логике тракта начать следовало бы с микрофона, но в нашем случае в первую очередь хочется поговорить о сфере, в которой у тебя очень богатый опыт: иммерсивный звук. Инструмент пространственного дизайна и микширования звука Meyer Sound Spacemap Go, в этой технологии ты видишь что-то особенное?

НР: Я работала с несколькими иммерсивными системами, и у каждой из них есть своя логика и свои нюансы. Как технические — о том, как устроена эта система, какие алгоритмы она использует и как ею можно управлять, так и творческие — то, какие идеи при помощи конкретной Системы можно реализовать. С точки зрения управления — это все равно, что работать на разных консолях: сложно начать, но освоив ряд простых на самом деле инструментов, начинаешь очень быстро этим пользоваться. Но есть и еще один нюанс: в работе с любой пространственной системой нужно научиться мыслить немного по-другому, это совершенно новая и невероятно богатая палитра красок.
И в этом контексте важно сказать, что одной из главных «фишек» Spacemap Go является простота интерфейса (загрузил приложение на iPad и можешь уже начать работу) и доступность (система работает на аппаратной базе процессора Galileo GALAXY). То есть это обычный штатный системный процессор Meyer Sound, который по умолчанию присутствует в большинстве театральных систем Meyer Sound. Никакого дополнительного железа для развертывания этой системы не нужно.

Обучение действительно происходит довольно быстро, и дальше дело только в том, чтобы реализовать свои задумки. Это реально очень творческий инструмент. Это если в целом, а что хочется отметить конкретно:

  • Очень удобно реализована работа с автоматизацией траекторий (пожалуй, единственная в своём роде).
  • Есть плагин, который позволяет считывать автоматизации управления объектами с DAW. Это очень удобно, когда ты привык к среде рабочей станции.
  • Поддержка трекеров (систем отслеживания перемещения артиста). Это не только автоматическая, практически идеальная локализация звука, но и огромный творческий потенциал для различных пластичных форм искусства, например, балета или современного танца, различных перфомансов. С помощью такого трекера можно связать различные элементы шоу в единую генеративную систему, чтобы, например, какие-то звуковые объекты зависели от положения артиста на сцене, от его пластики.
  • Еще одна классная идея, заложенная в Spacemap Go: возможность довольно легко переносить многоканальный звук с площадки на площадку, даже если там меняется конфигурация системы громкоговорителей.
  • Наличие виртуального режима как для процессора Galaxy, так и для самой Spacemap Go. То есть, систему можно предварительно запрограммировать дома, не имея вообще никакого оборудования кроме компьютера и айпада. Очень удобно делать всю предварительную работу, а затем быстро запуститься на площадке.
  • Ещё мне понравилось, как работает AVB в данном случае. Готовя свои многоканальные плейбэки в демо-руме Шоукрафт, я просто подключила MacBook к процессору Galaxy патч-кордом и получила возможность оправлять из DAW 32 канала прямо на входы матрицы процессора. Это удобно.

В общем, Spacemap Go — это очень интересный инструмент, в работе с которым возникает целый поток новых идей. Да и в целом, про многоканальный звук я бы сказала так: осторожно, вызывает привыкание (смеется). После иммерсивных систем работать в стерео совершенно не хочется.

ШК: Следующий пункт нашего звукового тракта — микшерная консоль. У тебя есть большой опыт работы на LAWO в Мариинском театре. Что ты думаешь об этом производителе и представленной на мероприятии новинке, консоли LAWO mc² 36?

НР: Да, с LAWO я знакома не понаслышке. И у этих консолей есть целый ряд весомых достоинств. Первое — это надежность. Резервирование в исполнении LAWO — это действительно надежно. При переключении на резервную линию вы не просто не теряете сигнал, вы вообще не слышите никаких признаков того, что это случилось. Понять о том, что консоль перешла на резерв можно только по специальному индикатору. В моей практике такое случалось и, конечно, это производит впечатление!

Второе, и, пожалуй, самое важное достоинство — это звук и качество обработки. В этой части LAWO просто вне конкуренции. В отличие от других концертных консолей, LAWO работает со студийной точностью. Вы реально слышите отклик на коррекцию в 1,5 — 2 дБ. Я работала на всех популярных консолях и действительно не встречала подобной отзывчивости.

Также хочется отметить очень ровный тембр, огромный динамический диапазон, великолепно работающие приборы динамической обработки: компрессор, лимитер, экспандер, гейт — тут у LAWO едва ли найдутся соперники. А еще есть тонкие настройки, параллельная компрессия, выбор сайдчейн-фильтра, настройкой лукэхэд и т. д. — остаётся добавить в систему только какой-нибудь классный внешний ревербератор (в Мариинском театре мы использовали три рэковых прибора) и можно наслаждаться звуком на всех этапах обработки.

В целом, LAWO действительно великолепно звучат и это очень важно для академической музыки.

Ну а если говорить конкретно про модель mc² 36, это очень и очень ожидаемая новинка. Все другие модели LAWO скорее нужно рассматривать как узел большой IP-инфраструктуры, а вот mc² 36 — это компактная самодостаточная консоль из разряда «все в одном». У нее на борту есть свои входы. Она может быть оснащена стейдж-боксом в привычном понимании этого слова. Но при желании вокруг mc² 36 можно построить такую же IP-инфраструктуру, что и вокруг больших консолей. В ней появился целый ряд удобных пользовательских фишек, которых так не хватало в предыдущих моделях, что сделало ее куда более приспособленной для работы в концертных условиях, где каждая секунда на счету и необходимо очень быстро реагировать на происходящее.

ШК: А еще говорят, что LAWO — это самые красивые консоли…

НР: Ну тут очень сложно не согласиться (смеется). Но кроме шуток, у них просто здорово организована система «метеринга», очень удобно следить за индикацией: можно по-разному ее настроить под свои задачи, можно измерять даже средний уровень по LUFS (!). Так что да, смотреть на неё — сплошное удовольствие.

ШК: Ну и еще одно немаловажное звено нашего «идеального» тракта — микрофон. На этом демо по части микрофонов нас поддержала компания Сеннхайзер Аудио и бренд Neumann, входящий в состав Sennheiser Group. Компания Sennheiser прекрасно известна в театральной среде. Радиосистема серии 5000 так и вовсе является театральной классикой. А вот микрофоны Neumann больше известны в студиях, нежели на концертах. И вот на нашем демо появляется новинка — инструментальный микрофон MCM System. Более того, можно сказать, что это был предпремьерный показ. Как тебе понравилась эта новинка?

НР: Да, Neumann и Sennhiser — это классика. И кто же откажется получить качество Neumann в формате инструментального микрофона «на прищепке»? Я думаю, многие инструменталисты по достоинству оценят эту новинку. Но тут я бы еще отметила сам формат презентации. Живой саксофон (саксофонист Алексей Соколов, прим. ШК) — это великолепный «фактурный» инструмент, с большим динамическим диапазоном, богатым тембром… Все это отличный материал для демонстрации возможностей всех компонентов звукового тракта. Это было очень интересно. И первые слова, прозвучавшие на саундчеке: на этом микрофоне даже клапаны звучат так вкусно! Так что прозрачность, прекрасный мягкий верх и высокие переходные характеристики, позволяющие Neumann так здорово передавать все мельчайшие нюансы в студийной работе, теперь нашли воплощение и вот в таком миниатюрном концертном варианте.

ШК: Надежда, спасибо большое за участие в мероприятии, прекрасное выступление и готовность поделиться собственным богатым опытом. Надеемся увидеть тебя на наших мероприятиях снова.

НР: С огромным удовольствием приму участие в подобном мероприятии ещё. Очень понравился формат и уровень организации, а большая заинтересованность со стороны гостей, которые задавали много вопросов и проявляли самый живой интерес, превратила для меня это мероприятие просто в эдакий звукорежиссерский праздник.

Связанные продукты:

05.03.2022